Хочу рассказать об экскурсии, посвящённой киевскому метро, на которой я был. Организовал экскурсию Клуб отличного досуга. Во время экскурсии мы побывали на разных станциях метро и рассматривали ихнюю архитектуру, художественные особенности и просто "фишки".

Начали мы со станции "Лыбедская". Первый интересный факт, который мы узнали - это то, что розовый мрамор, которым вымощены стены перед эскалаторами, привезли с Кубы. Второй интересный факт - что все станции сделаны по концепции "трёх труб": по двум крайним ходят поезда метро, а по средней ходят люди. На синей ветке эти трубы сделаны из бетона. На фотке видно среднюю трубу станции "Лыбедская":

Следующая станция - "Палац Украина". Раньше эта станция называлась "Красноармейская", что красноречиво подтверждается барельефом в конце станции:

Кроме этого, напротив платформы станции есть две кокарды, которые в разное время были у Красной армии на фуражках: по одну сторону находится более новая (серп и молот на фоне красной звезды), а по другую сторону - более старая:

Следующей станцией была "Олимпийская". На фотке ниже видно её барельеф. Кстати, на этой станции проходы существенно шире, чем на остальных станциях. Это сделано для того, чтобы она могла пропускать большое количество болельщиков.

Станция "Площадь Льва Толстого" символизирует собой зал, в котором происходил первый бал Наташи Ростовой. Она красивая, большая, просторная. В ней есть канделябры, а лампы стилизованы под свечи:

А вот - родной и любимый Майдан. В советские времена он назывался "Площадь Калинина". На Майдане (единственном из всех станций) есть целых четыре "путевые дверцы" - это дверцы, которые находятся напротив платформы (именно на такой дверце на "Палац Украина" изображена кокарда). Вот дверцы с Майдана:

Потом мы увидели Крещатик. Оказывается, Крещатик - это станция стратегического назначения. На всех станциях есть возможности, чтобы переждать бомбардировку: щиты, которые опускаются, не пропуская внешний воздух; автономные источники воды; но только на Крещатике есть ещё и бункер с запасами продовольствия. А ещё на Крещатике красивые украинские орнаменты, причём все они уникальны:

Станция Крещатик строилась при Хрущёве. Это объясняет, почему на металлических лентах под потолком выгравированы кукуруза и подсолнух:

А вот - станция метро "Днепр". Сбоку на фотке видны так называемые "контактные рельсы" (красноватого цвета). Именно этих рельсов не нужно касаться, чтобы не стукнуло током. Именно эти рельсы идут под платформой на большинстве нормальных станций:

Потом мы посетили Арсенальную. Оказывается, Арсенальная - это единственная в Киеве станция так называемого "Лондонского типа". Лондонский тип - это когда у станции маленький зальчик, а потом тянутся две платформы, а между ними зала, по сути, нету. В общем, как у нас на Арсенальной. А ещё Арсенальная (официально) самая глубокая станция метро в мире. А ещё у неё с барельефов поснимали гербы СССР и оставили только звёзды:

А вот - станция метро "Университет". Стены этой станции тоже вымощены розовым мрамором. Но этот мрамор не кубинский. Этот мрамор - с западной Украины:

Признак постройки при Хрущёве виден и здесь:

А ещё в одной из мраморных плит видно окаменелого древнего молюска - аммонита:

Следующей была станция Театральная. Раньше она называлась "имени Ленина" и была построена не потому что нужна, а потому что надо было куда-нибудь "приконнектить" зелёную ветку. Стены вымощены уже не мрамором, а гранитом (Житомирским, между прочим):

А в конце станции находится бронзовый барельеф Ленина. В 2013 или 2014 годах его хотели снести, но оказалось, что для этого придётся раздолбать половину стены. Тогда его просто закрыли гипсокартоном (благо он был в нише), а на гипсокартоне нарисовали красивый интерьер театра:

А вот - самая красивая, на мой взгляд, станция: Золотые Ворота. О ней надо долго рассказывать: для этого нужно обсмотреть все фрески, которые стоят на этой станции. Я скажу лишь, что на этих фресках изображены все князья, которые сидели в Киеве, причём не только они:

В общем, экскурсия была интересной и полезной. Огромное спасибо её организатору Максиму Дербенёву!

Напоследок хочу предупредить, что я здесь рассказал всего лишь 15-20 процентов от того, что рассказывал он. Если хотите узнать больше, идите к нему на экскурсию.