В Википедии написано, что экономика - это такая наука, которая помогает удовлетворить потребности человека (обычно неограниченные) в мире ограниченных ресурсов.

В ситуации ограниченных ресурсов возможны два типа хозяйствования. Первый тип - это такое хозяйствование, при котором используются все ресурсы, какие есть. Второй тип - это такое хозяйствование, когда часть ресурсов используется, а часть просто бесполезно лежит. Понятно, что любой здравомыслящий человек пытается не допускать второго типа (например, когда распределяешь зарплату, то очень редко кто скажет "3000 грн пущу на еду, 1200 - на коммуналку, а ещё 1800 - вот не знаю, куда пускать. Пусть лежит". Чаще скажут "отложу на летний отдых, а со следующих месяцев ещё доложу").

Из ограниченности ресурсов (и малой распространённости хозяйствования второго типа) вытекает правило: "Если вы хотите выделить ресурсы на какое-то дело, то вы должны их с другого дела забрать". Лично мне это правило казалось очевидным. Но после того, как я увидел непонимание этого правила почти всеми людьми из моего окружения, я стал сомневаться в его очевидности. Поэтому и пишу этот пост.

Вышеуказанное правило очень удобно сформулировать в фразе "Вместо чего?". И я считаю, что любой человек, который требует выделения ресурсов на что-то, должен указывать, откуда эти ресурсы забрать. В таблице ниже я привёл несколько требований. В левой колонке написано, как эти требования звучали (как я их услышал), а в правой колонке - как они должны были звучать.

Как было Как надо
Студенты в январе требовали от министерства: "Повысьте нам стипендии на 500 грн: от 800 грн до 1300!" (вот ссылка на источник) Если студенты хотели, чтобы их послушались, они должны были требовать так:
"Повысьте нам стипендии на 500 грн, а вместо этого понизьте зарплаты врачам (или учителям, или пожарникам) на 1500 грн!" (соотношение денег вытекает из того, что студентов в 3 раза больше, чем учителей)
или
"Вот мы считаем, что министры (или прокуроры, или судьи, или любая другая должность) коррумпированные и несправедливо получают свои 10 млн грн зарплаты (цифра взята мною с потолка). Поэтому надо их заставить работать за в 10 раз меньшую зарплату, а освободившиеся 9 млн грн поделить на 2 млн студентов, добавив каждому из студентов по 4 грн к стипендии."
В школах методисты по математике очень любят давать учителям указания "Вы не только математике учите, а ещё и патриотизм развивайте: рассказывайте про наших отечественных математиков, про Кравчука (Михаила Филипповича), про Остроградского и т.д." Если указанный методисты хотят, чтобы их послушались, то они должны говорить так:
"Потратьте 10 минут, чтобы рассказать детям про Остроградского, а два примера на синусы и косинусы можете не решать. В конце концов, зачем эти синусы нужны? Вот Остроградский нужен, это да"
В школах завучи очень любят давать учителям указания "Вы должны не только математике учить, а ещё и к олимпиадам готовить, и МАН с детьми писать" Если указанные завучи хотят, чтобы их послушались, то они должны говорить так:
"Вот вы после уроков каждый день тратите по полтора часа, чтобы проверять тетрадки. Так я вам разрешаю проверять тетрадки не каждый урок, а через урок. А вот эти освободившиеся полтора часа раз в два дня прошу вас потратить на то, чтобы готовить одарённых детей к олимпиадам. И МАНу."
Когда человек хочет заняться саморазвитием, то он говорит себе: "С понедельника я не буду по вечерам смотреть сериальчики, а буду бегать в парке!" Если указанный человек хочет, чтобы организм его послушался, то он должен говорить так:
"Я сейчас смотрю сериальчики по вечерам. С помощью этих сериальчиков я удовлетворяю потребность организма в спокойствии и положительных эмоциях. Я отдаю себе отчёт, что когда я начну бегать в парке, то спокойствия не будет (не бывает спокойствия, когда делаешь новое дело), поэтому я перестану ходить на курсы английского языка и буду смотреть сериальчики вместо курсов."

Таблицу можно и продолжить, но общее направление мыслей читатель уже понял. В связи с этой таблицей у читателя может возникнуть несколько вопросов, которые я попытаюсь предугадать и написать ниже:

Вопрос 1: Слуцкий, ты считаешь, что студентам не надо повышать стипендию? Ты не любишь студентов? Ты плохой?
Ответ 1: Я считаю, что студентам надо повышать стипендию. Но за счёт чего? Учителей, врачей, прокуроров? Пусть демонстранты смело глянут в глаза и скажут: "За счёт прокуроров!" А не так, как сейчас, когда они трусливенько прячут глазки и говорят "ну вы повысьте, а с кого содрать для этого деньги - это не наши проблемы...". А так вообще я люблю студентов. Я хороший :)

Вопрос 2: На самом деле у нас в государстве очень много денег в карманах "власть имущих жуликов и воров", и если эти деньги вытряхнуть из тех карманов, то их хватит, чтобы повысить стипендии в разы.
Ответ 2: Мнение "в мире есть много ресурсов, а несправедливые дяди мне их не дают" - это инфантилизм. Инфантилизм лечится шишками, наставляемыми жизнью, пока инфантил не поумнеет. Наслаждайтесь, задаватель вопроса :)

Вопрос 3: С политикой всё понятно, а вот с саморазвитием - не очень. А вдруг если я начну бегать в парке, то стресс будет сниматься в разы сильнее, чем при просмотре сериальчиков?
Ответ 3: Не будет. Но если мне не верите, можете попробовать побегать :)