Постановка проблемы

В Викисловаре говорится, что у слова "скотина" есть два значения:

  1. Одно или несколько четвероногих домашних животных;
  2. (бранное) грубый, низкий, подлый человек.

Но для грубого, низкого, подлого человека есть много других названий: "гад", "хам", "падла", и т.д. Почему, а главное -- зачем нужно ещё и слово "скотина"?

Сравнение человека и настоящей скотины

Давайте посмотрим на настоящую скотину (на ту же коровку, или овечку) и подумаем, чем именно она хуже, чем человек. Результаты сравнения имеет смысл занести в таблицу:

Скотина (например, корова) Человек
Сильно развита зависимость от еды; если еды нету, обычно начинает громко реветь (корова) или верещать (свинья). Не имеет привычки верещать (кроме совсем маленьких детей). Обычно активно ищет еду вплоть до побегов из дома или грызения глины.
Сильно боится наказаний (кнута и тому подобных инструментов). Обычно начинает паниковать (если скотина необъезженная) или покорно идёт куда надо. Возможен случай, когда скотина под градом ударов идёт до смерти, а потом ложится и подыхает. Обычно человек бунтует против слишком уж сильных наказаний, и сбегает от обидчика. Чтобы человек, как скотина, шёл под кнутом до смерти, нужно очень сильно его подавлять (как фашисты в концлагерях -- и то, из концлагерей побеги были, а из коровников -- что-то не помню).
Познавательная активность слаба по сравнению с желанием поесть или избежать наказания. В частности, я ни разу не видел, чтобы корова (или телёнок, или коза), увидев что-то необычное, побежали к нему и не обратили внимания на окрик или удар кнутом. А вот у людей, особенно у детей, я наблюдал много раз (и даже пару раз у солдат), как человек шел на ухудшение условий (или на наказание) ради удовлетворения любопытства.

Итак, разница между скотиной и человеком сводится к тому, что скотина только реагирует на внешний мир. Скотина может верещать при недостатке еды, может драться, если её разозлить. Но всё, что делает скотина -- это реакция (яркий пример -- быки на корриде). А вот человек может не только реагировать на импульсы, но и создавать их. Именно к человеку подходят такие слова, как "вдохновлять", "окрылять", "зажигать страстью", "жажда познания", "сила духа" и т.п. Применять такие слова к скотине -- это бред.

Хотя я не осуждаю скотину. Просто ей не повезло, что у неё такой интеллект. Понятно, что если бы я или читатель родились какой-нибудь коровой (или, ещё хуже, улиткой) мы бы тоже жили уныло и по-скотски.

О скотском поведении

Любое поведение я считаю тем более скотским, чем менее в нём каких-то возвышенных, одухотворённых идей и мотивов. Например, для экзамена по мат.анализу "шкала скотскости" выглядит так:

Яркий пример скотского поведения

В универе, где я преподаю, студентам физмата читают предмет, который называется "Культурологічна практика". В рамках предмета студенты должны побывать на каком-то количестве концертов или выставок, и принести и сдать использованные билеты, как подтверждение (всего за семестр должно быть около 10-ти билетов). Если же студенты сдадут мало использованных билетов, то получат плохую оценку или вовсе "незачёт".

А теперь вопрос: Плохо ли делают преподаватели культ.практики? Да, плохо. Но это плохо только для высоких людей. А есть ли в универе высокие люди? Есть. Это такие люди, которые без всяких заставляний самостоятельно сходят за семестр на 4-5 концертов или выставок. Но большинство студентов -- не такие. А раз не такие, значит -- скоты. А к скотам и отношение скотское.

Выводы

Основная разница между скотиной и человеком -- в том, что у человека в поведении играют роль такие "высокие" мотивы, как любопытство, достоинство, гордость, жажда знаний и т.п. У скотины (в том числе и "скотины" человеческого происхождения) описанные мотивы не играют существенной роли. У скотины намного более важную роль играют кнут и еда.

Кстати, хочу заметить, что из любого человека можно сделать скотину, если наказывать его за проявление "высоких" мотивов. Процедура делания скотины из человека называется "подавление". Именно она применялась и применяется во всех местах, где нужно ограничить излишнюю активность человека -- в концлагерях, школах, семьях, бюрократических учреждениях и т.д.

Практическое применение этой статьи

Как сказал один умный человек "С любым существом нужно говорить на том языке, который оно понимает". Если Вы говорите со скотиной на языке высоких мотивов, то скотина Вас не поймёт. Точно так же, если Вы говорите с по-настоящему "высоким", "идейным" человеком на языке "скотском", то он Вас тоже не поймёт. Например, представьте себе, что было бы, если бы Че Геваре сказать "Че, не затевай ты революцию. Ты ведь можешь проиграть и тебя накажут за это". В ответ был бы недоумённый взгляд и фраза "И что?".

Мне, как преподавателю, очень важно, чтобы студенты меня понимали. Но я много бывал на чужих лекциях и видел, что некоторые группы сразу "выключались" из процесса, когда преподаватель обращался к ним на языке высоких мотивов (например, со словами "А вот ещё интересная задача..."). Именно тогда я начал догадываться о таком феномене, как "скотинизм" студентов. А позже я разработал два "теста на скотинизм", которые хочу представить читателям.

Быстрый тест на скотинизм

  1. Задаём студентам интересную задачку. За невыполнение никак не наказываем, за выполнение никак не награждаем. На следующей паре проверяем, кто сделал, в своём блокноте напротив не сделавших ставим галочки.
  2. Задаём студентам неинтересную задачку (например, переписать параграф из книжки в тетрадку). За невыполнение наказываем (отнимаем баллы), за выполнение награждаем (добавляем баллы). На следующей паре проверяем, кто сделал, в своём блокноте напротив сделавших ставим галочки.

Те студенты, кто получил по две галочки (т.е. первую задачу не сделал, а вторую сделал) -- скоты. Те студенты, кто не получил ни одной галочки -- настоящие (то есть нескотские) люди. По поводу остальных студентов тест ответа не даёт.

Недостаток быстрого теста на скотинизм -- в том, что какой-то студент Вася мог заинтересоваться первой (интересной) задачей, но не сделать её, потому что именно в тот день была супер-интересная выставка. А в другой день ничего не было, и Вася сделал скучную задачу, потому что всё равно делать было нечего. Указанный недостаток устраняется "долгим тестом на скотинизм"

Долгий тест на скотинизм

  1. Задаём студентам интересную задачку. За невыполнение никак не наказываем, за выполнение никак не награждаем. На следующей паре проверяем, кто сделал, в своём блокноте напротив не сделавших ставим галочки.
  2. Задаём студентам неинтересную задачку (например, переписать параграф из книжки в тетрадку). За невыполнение наказываем (отнимаем баллы), за выполнение награждаем (добавляем баллы). На следующей паре проверяем, кто сделал, в своём блокноте напротив сделавших ставим галочки.
  3. Повторяем пункты 1 и 2 несколько (хотя бы 6-8) раз за семестр.
  4. В конце семестра оцениваем студентов по шкале от "полный скот" до "настоящий человек".

Применение результатов теста

Если мне как преподавателю нужно, чтобы студент что-то делал, то я должен знать, что это за студент. Если это "полный скот", то нужно устроить ему строгое оценивание, заставлять учить по учебнику, давать шаблонные задания, и т.д. Если же это "настоящий человек", то его нужно заинтересовывать, общаться с ним, подбрасывать ему идеи, и делать подобные вещи.