Краткое изложение статьи

Для того, чтобы спрогнозировать указанные вещи, достаточно всего лишь сделать так, чтобы учащийся потерпел неудачу (обычно это происходит само собой, тк новая тема -- это тяжело).

После неудачи необходимо смотреть на реакцию учащегося. Я выделил несколько типов реакции и увидел довольно сильные закономерности.

Тип "жертва", или "уточка"

Учащийся потерпел неудачу, и тогда он выказывает отношение вроде "Ну да... Обидеть художника может каждый...". Отрицательную оценку он воспринимает как незаслуженную обиду, которую он не может отразить силовым методом.

В лёгкой стадии "жертву" видно по выражению лица и по глазам. В тяжелой стадии она ещё и говорит слова "ну да...", когда ей "прилетает" плохая оценка или что-то подобное.

Также я этот тип называю "уточка", потому что он очень красиво описан в "Басне про лебедя и уточку".

Тип "драная кошка"

Когда я вижу студентку (или студента) такого типа, он(она) у меня крепко ассоциируется с помойной кошкой. Она получала от жизни много неприятностей, но она готова зубами грызть, чтобы добиться своего. Она будет бороться намертво, чтобы сдать экзамен. Она не воспринимает отрицательных ответов в принципе, и она добьётся своего хоть мытьём, хоть катаньем.

Тип "трудяга"

Когда трудяга получает работу с двойкой, у него общий настрой: "Ну оок... Бум рабооотать...". Потом он где-то впахивает, и приходит в следующий раз, и у него прям в глазах читается, как он пытался разобраться всеми способами, какие придумал: в интернете гуглил; аудиоуроки слушал; у троюродной бабушки двоюродного дяди расспрашивал; и тд.

Тип "а как надо?"

Мой любимый тип. Если он получает работу с двойкой, то он на неё смотрит и думает: "А как надо было?". Потом он пытается это узнать всеми способами. Обычно такие товарищи в младших классах сразу же подходят к учителю с вопросом "Марьиванна, а как надо было?", а после того, как Марьиванна пару раз пошлёт их в... (правильно, в тетрадку), то они сначала "пробьют" по своим каналам (собственное понимание; тетрадка; работы одноклассников; и тд), а потом уже спросят у учителя.

Тип "а как надо?" характеризуется тем, что в подавляющем большинстве случаев он всё-таки выясняет, как надо, и тогда у него появляется эмоция: "так вот оно чё! Теперь я на это не попадусь!". Лично я считаю эту эмоцию самой главной в обучающем процессе.

Картинка не совсем подходит под тип, но, во-первых, она мне понравилась; во-вторых, она хорошо характеризует эмоцию:

Соответствие типов и оценок

Практически все уточки -- это двоечники. Если ты не жертва, то в двоечники можно попасть, только если намертво забил на учёбу.

Драные кошки почти всегда троечники. На первый взгляд может показаться, что целеустремлённость -- это хорошо, но дело в том, что человек, который бьётся головой в стену так целеустремлённо, что аж не видит дверь в сторонке -- это плохо. Именно драные кошки любят перездавать предметы; именно они -- мастера спорта по написанию рефератов за час ночью перед зачётом; именно они лучше всех умеют списывать. В случае "драных кошек" проблема в том, что зачастую выучить действительно проще, чем списать. Но "драная кошка" уже настроилась в сторону списывания, и никак ты её не сдвинешь.

Трудяги и "а как надо?" бывают обычно отличниками и хорошистами. Кем -- это зависит от сложности учёбы и от... скажем так... упоротости препода. Например, если препод говорит "заучить наизусть 10 страниц стиха", то очевидно, что среди отличников будет больше "трудяг". Если же препода интересует настоящее понимание, то вперёд обычно выходят "а как надо?".