03 марта я поехал в Германию для научной работы. Для меня это была первая поездка за границу вообще, поэтому сравнивать Германию я мог только с Украиной.

Первые впечатления

Первые впечатления начались тогда, когда я вышел из самолёта в аэропорту города "Дортмунд".

Воздух и погода

Для начала я принюхался и с удивлением обнаружил, что воздух довольно свежий (примерно как в Киеве на Оболони). Это было очень странно, потому что в аэропорту много самолётов, рядом оживлённая трасса, и я ожидал, что чистота воздуха будет где-то как в Жулянах. Кто не знает - там немного меньше бензинового дыма, чем на Лыбидской.

В Германии, кстати, теплее, чем в Киеве. Как мне потом рассказал Рома Никифоров, у них очень редко (где-то на протяжении недели за всю зиму) бывает снег.

Мобильная связь

У меня двухсимочный телефон, в котором есть симки операторов Life и DJuice. В аэропорту я заметил, что вместо слова "Life" в телефоне высветилось "что-то там Telecom", а вместо слова "DJuice" - слово "O2 - de". Где-то через пару минут после приземления от лайфа пришла смс-ка: "Life вітає вас у Німеччині! Зауважте, що для абонентів, які не замовили тариф Travel Life, у Німеччині діють базові тарифи роумінгу: вхідні дзвінки, вихідні дзвінки в Україну та в Німеччину - 13.26 грн/хв, Інтернет - 120.60 грн/МБ, вихідне СМС 3.50 грн, вхідне СМС безкоштовно." Дорого, одним словом. Кстати, всё работает. СМС-ки я отправлял, в Украину звонил. И даже дозвонился. За 13.26 грн, правда :(

Можно купить немецкий стартовый пакет, тогда звонки внутри страны будут дешевле. Но его надо регистрировать по месту жительства (то есть оператор отправит письмо, а мне надо это письмо получить и ввести код. А если письмо не дойдёт, то номер заблокируют). Поэтому я решил пока пожить без мобильной связи. Можете мне СМС-ки писать :)

Финансы

У меня с собой были наличные евро, наличные гривны и зарплатная карточка банка "Хрещатик" с гривнами.

Перед поездкой (25 февраля) я позвонил в банк и сказал, что скоро поеду за границу. И спросил их: смогу ли я снимать деньги с карточки в банкоматах другой страны? Они сказали, что для этого я должен их отдельно попросить, и они включат для меня такую возможность. Я попросил, они уточнили, куда и когда я еду. Я сказал, что еду в Германию с 03.03 по 28.03, и они включили. Правда, 26 февраля в Украине я снять деньги уже не смог. А вот в Германии снял евро без проблем. Правда, непонятно по какому курсу. Он определяется не банком, а какой-то международной организацией.

Наличные гривны я поменять не пробовал, но мне сказали, что их можно поменять мало где и с трудом. Примерно как японские иены в Украине.

Транспорт

У нас план по транспорту на первый день был такой:

  1. Из аэропорта на автобусе приехать на Ж/Д вокзал;
  2. Из Ж/Д вокзала в Дортмунде на электричке приехать на Ж/Д вокзал в Билефельде;
  3. Из Ж/Д вокзала в Билефельде пешочком прийти на метро;
  4. На метро доехать в университет Билефельда, и там нас встретят.

Автобус там ходит строго по расписанию. Через каждые, по-моему, 20 минут. При нас он не опоздал. На Ж/Д вокзал он вёз нас минут 10. За эти минут 10 он проехал километра 3, и заодно содрал по 3 евро с каждого. Кстати, что характерно: я дал водителю 10 евро, а он не стал руками искать сдачу. Он нажал кнопочку, и сдача - 1 евро - выпала сама из какой-то щели. Как щель поняла, что надо именно 1 евро - я не знаю.

Ж/Д вокзал там ещё более скромный, чем остановка городской электрички в Киеве. Вот так он примерно выглядит:

Поезда по каждому направлению ходят там по 1-2 раза в час. Учитывая, что на том вокзале направлений 5, поезд был в среднем раз в 10 минут.

Поезда очень комфортные. Жаль, сфоткать не смог, т.к. не хотел людей фоткать.

От Дортмунда до Билефельда мы ехали где-то час. Часть пути мы проспали. Учитывая то, что минут 15 мы делали пересадку и то, что от Дортмунда до Билефельда где-то 60 км, скорость поезда где-то 80 км/час. Зато заплатили мы за эти 60 км по 13 евро с человека.

В Билефельде мы сели на метро. Метро в Билефельде очень напоминает трамвай в Киеве. Во-первых, тем, что на одну и ту же станцию могут прибывать составы разных направлений (они отличаются номерами. Я видел номера от 1 до 4). Во-вторых, оно там частично наземное. В-третьих, наземные линии ничем особо не ограждены и там можно свободно ходить. Вот так выглядит метро:

Вход: Вестибюль: Поезд: Тоннель:

Кстати, на входе в метро турникетов нет. Зато в самом метро есть табличка "Гость! Хочешь ездить бесплатно - плати 40 евро штрафа!". А билет на метро на один раз (как наш жетончик) стоит 2 евро. Что интересно, к нам контролёры так и не подошли.

Пока что всё. В следующей заметке напишу о том, как выглядит университет Билефельда, чем он отличается от НПУ, а также опишу место, где мы живём - ZIF - центр междисциплинарных исследований.