Для начала предлагаю вам почитать эту статью: Что значит "сделать". В ней до читателя доносится основная мысль: что у взрослого человека понятие "не сделал" и "отмазывается" совпадают.

Вступление

Я работаю преподавателем на физмате в НПУ им. Драгоманова. На моём факультете практикуется такой вид работ как "Расчётно-графическая работа" или "РГР" или "расчётка". Суть работы в том, что студентам дают задание решить несколько (от 4-х до 12-ти) сложных, громоздких задач. Эти задачи обычно требуют большого количества расчётов и/или большого количества графики (например, изобразить график нужной функции; или построить ломанную Эйлера для дифференциального уравнения и т.д.).

Традиционно преподаватель проверяет только письменную работу, не обсуждая её со студентом. Поэтому на факультете буйным цветом расцвело делание расчёток за деньги. Суть процесса такова:

  1. Преподаватель даёт задание: "Сделать расчётку и через месяц сдать"
  2. Отличники и часть хорошистов начинают выполнять расчётку. Вторая (бОльшая часть хорошистов), а также практически все троечники и двоечники ищут какого-нибудь шарящего товарища, который им сделает эту расчётку за деньги.
  3. Отличники и часть хорошистов сдают расчётки. Преподаватель их проверяет и выставляет оценки. В подавляющем большинстве случаев оценки не идеальны. Почему? А потому, что когда ты делаешь сам какую-либо работу впервые в жизни, то маловероятно, что ты сделаешь её идеально.
  4. Двоечники и троечники сдают расчётки. Преподаватель их проверяет и выставляет оценки. И вот тут-то оценки часто бывают идеальны (конечно, если товарищ оказался шарящим). Почему? Да потому, что шарящий товарищ уже десятки подобных работ переделал.

Может показаться, что мне не о чём беспокоиться. Да, двоечник или троечник получил хорошую оценку. Но, во-первых, не в оценках счастье, а во-вторых, он так ничему и не научился, да ещё и деньги потратил. Но на самом деле появился очень неприятный побочный эффект. Он состоит в том, что отличники видят, что лучше расчётки делать за деньги: тогда ты получишь максимальную оценку. То есть, существующая система планомерно, методично и убедительно ОТУЧАЕТ отличников от самостоятельной работы. Это меня категорически не устраивает, поэтому систему надо менять.

В этом семестре я испытал такой вид изменения: студент не только сдаёт РГР, но ещё "защищает" её. Защита состоит в том, что он отвечает на вопросы, связанные с его расчёткой. Например: "А где на рисунке вот такая фигура?", или "А если бы здесь было не икс, а икс-квадрат, как бы изменилось дальнейшее решение?", или "А вот вычислите ещё раз при мне игрек пятое". Если студент не знает, как ответить на вопрос по конкретному заданию, то в соответствующем месте задания пишется красной ручкой слово "разобраться". И студент идёт разбираться. Если студент разобрался, то сегодня же он может подойти ещё раз и попробовать обьяснить. У некоторых получалось обьяснить со второго раза, а у некоторых - с восьмого. А у некоторых и вообще не получалось.

И вот с этим изменением родилась куча интересных эффектов, которые я и хочу обсудить в этой статье.

Эффект первый: Студенты не сдают заранее

Что имеется в виду? Да очень простая вещь: среди студентов нашлось только 5% по-настоящему взрослых людей - людей, которые сдали расчётку хотя бы на день раньше последнего срока. Остальные тянули (полтора месяца!) до последнего дня, и пришли сдавать в последний день. Естественно, что у студентов были найдены ошибки. Естественно, что студенты (большая часть, которая делала РГР не сама) не знала, что отвечать на вопросы, и была отправлена "разбираться". По нескольку раз. И студенты начали плакать "Ах, мы устали! Ах, мы уже кушать хотим! Ах, вы такой злой, ну засчитайте нам задания!".

Эффект второй: Студенты не узнаЮт правил игры.

В документе с заданиями РГР было написано, что РГР будет защищаться. Тем не менее, около двадцати процентов студентов принесли мне РГР (в последний день, естественно), положили на стол, и собираются уходить. А я такой спрашиваю: "ребята, а защищать?". А они мне "В смысле - защищать?". А я: "Ну вам же РГР надо защитить". А они: "Даааа??? А мы не знааааалии...". А я: "А почитайте документ с заданиями". А они: "Ооой... Тооочно..."

Эффект третий: Студенты думают, что преподаватель будет добиваться равноправия. И строят на этом свои манипуляции.

Одной из групп в последний день было громко обьявлено: "Сегодня преподаватель может принять работу с 13:00 по 16:00". А студенты очень не хотели, чтобы в 16:00 всё закончилось. Они хотели подольше мне попудрить мозг. Поэтому они придумали манипуляцию: парочка студентов взяла и пришла защищать РГР на 15:50. Ну а двоечники подняли вой: "Вот, вы уже приняли, уже 16:05, давайте теперь и у нас принимайте по третьему-четвёртому разу! Выслушивайте, что мы тут разобрались!". Жаль, я не сообразил и принял у этой парочки студентов работы. Уже потом понял, что принимать не надо было, а надо было послать.

Но я не совсем тупой и поднявших вой двоечников послал сразу. Так и не добились они "равноправия".

Выводы

Эта статья была написана для студентов. Цель статьи - показать им, в чём ихние ошибки. Ещё раз обращаюсь к студентам: "Уважаемые студенты! Взрослые люди так не поступают (я имею в виду, взрослые по уму, а не по возрасту). Будьте взрослыми! Отвечайте за свои действия и за свои слова. Предусматривайте трудности, учитесь их избегать. Это вам пригодится на любой работе, начиная от школьного учителя и заканчивая президентом государства."