На самом деле очень трудно сказать про какое-то действие, что "вот это хорошо, а вот это плохо". На всё можно смотреть под разными углами. Но есть кое-что, что я считаю однозначно плохим. Это беспомощность.

Под беспомощностью я понимаю ту ситуацию, когда человек не может что-либо изменить. Примеры:

  1. Парень и девушка ссорятся. Парень начинает приводить аргументы, почему он прав. Девушка говорит: "Я не буду с тобой сейчас говорить, ты разозлён, ты неадекватен". Если разговор по телефону - она ложит трубку. Если разговор лично - она разворачивается и уходит. Как ей объяснить, показать, доказать свою точку зрения? Никак. Ты не можешь что-либо изменить. Ты беспомощен.
  2. Учитель рисования подходит к тебе, смотрит, что ты нарисовал, и говорит: "Молодец!". На другом уроке ты рисуешь чуть лучше. Учитель подходит - и снова говорит: "Молодец!". На третьем уроке ты нарисовал откровенно плохо. Учитель подходит - и снова говорит "Молодец!". Ты не можешь изменить эту фразу "Молодец!". Ты не можешь добиться справедливой оценки. Ты беспомощен.
  3. Вот в этом блоге http://heller.ru/blog/2010/11/sluts/ написано: "Даже если читательница уверена совершенно точно, что не подаст тело ни за какие деньги, когда поступит реальное предложение, взгляды ее резко поменяются". Если ты - девушка, которая никогда не продавала себя за деньги, и ты не так воспитана, и никто никогда в твоём окружении так не делал, то как ты докажешь обратное? Даже если ты откажешь на конкретное предложение (которого ещё надо дождаться и доказать, что оно было) всегда будет фраза "Мало предложили". Ты не можешь добиться изменения этого мнения. Ты беспомощна.

Читатель заметит: "Но ведь есть очевидный выход из описанных ситуаций: брось девушку, поменяй учителя, не читай блог". Но это не выход. Дело в том, что человеку нужно управлять своим окружением. Человек не может нормально жить, если он не в состоянии объяснить свою точку зрения. Ученик не может нормально учиться, если не видит, как его работа влияет на его оценки. Чтобы представить себе такую ситуацию, просто-напросто пойдите на Бессарабский рынок. Там АБСОЛЮТНО нету ценников. Да, продукты там дорогие, но самое печальное в том, что ты не можешь прикинуть цену, пока не спросишь. У КАЖДОГО продавца. Про КАЖДЫЙ продукт.

Да, ты бросишь девушку. Но негативный условный рефлекс останется: ты перестанешь стараться что-то объяснить. Да, ты поменяешь учителя. Но у тебя останется неверие слову "Молодец". Да, ты (если ты девушка) перестанешь читать блог. Но у тебя останется подленькая мысль: "А может, действительно, мне всё это кажется? А может, я действительно в реальной ситуации отдамся за N баксов?"

Беспомощность калечит людей (каждый из вас видел пикапера или торгового агента. Это калеки. Откуда берётся пикапер? От беспомощности перед девчонками, от их позиции "не дам, и всё". Откуда берётся торговый агент? От беспомощности перед покупателями "не куплю, и всё"). Беспомощность порождает насилие (в младших классах школы основная причина драк - это ситуации, когда начинающий драку беспомощен. Простой пример - дети передвигаются парами по школе. Один из детей рассыпал свои ручки из пенала в дверях. Он нагнулся и начал их подбирать. На слова "отодвинься, дай пройти" он не реагирует. Что делать следующему ребёнку? Воспитатель где-то впереди, он уже ничего не слышит. Только отпихнуть).

Честно говоря, я не знаю, как убрать беспомощность вообще. Ведь если мы уберём ВООБЩЕ беспомощность пикапера (то есть сделаем так, чтобы каждый парень мог добиться того, что конкретная девчонка ему даст), то мы сразу же создадим беспомощность этой конкретной девчонки. И наоборот.

Но в некоторых случаях беспомощность можно убрать. Например, НИКОГДА не вводите нечувствительные оценки. Система оценивания должна быть такой, чтобы ученик как можно чаще получал оценку, и чтобы если ученик сделал хоть чуть-чуть, то оценка на чуть-чуть выросла. Другой пример - это люди, которые работают с маленькими детьми. Я считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ ситуацию, когда взрослый не реагирует на зов или плачь или вопрос ребёнка (кроме ситуации осознанного троллинга). В частности, очень печальна у нас система групп продлённого дня в школе, где работают молодые девочки со второго-третьего курса педвуза, которые не умеют практически ничего, и калечат детям жизни с помощью вот таких ситуаций беспомощности.

Поэтому как можно чаще, над каждым своим действием думайте: "А не загоняю ли я человека в беспомощность? А если загоняю, нельзя ли без этой беспомощности обойтись?". Тогда количество калечащих ситуаций станет меньше. Хоть на процент, хоть на два - уже польза.

Кстати, ещё один момент: я (как педагог) довольно часто загоняю учеников в беспомощность тем, что ставлю им двойки (в том числе и за экзамен). Но я стараюсь убрать эту беспомощность тем, что стараюсь максимально объяснить, почему я поставил двойку и как этой двойки избежать. Что-то вроде: "Да, я тебе поставил двойку, потому что ты не знал формулу для производной суммы. На перездаче я у тебя буду спрашивать формулу производной суммы и ещё вот эти 10 формул. Если ты будешь их знать, понимать, и уметь решать такую, такую и вот такую задачу, то я поставлю тебе тройку. Ты видишь, что материала не очень много, и это реально выучить. Я в тебя верю. Вперёд!"